Empfohlener Beitrag

Über das Projekt / О проекте

Dienstag, 21. März 2017

Официальный визит Зигмара Габриэля в Москву


В течение последнего месяца тема российско-германских отношений затрагивалась немецкими СМИ относительно редко. В настоящее время наиболее обсуждаемой темой в Германии являются германо-американские отношения, что объясняется недавней встречей Ангелы Меркель с Дональдом Трампом. Несмотря на это, российско-германские отношения не исчезли с повестки дня и не стали менее значимыми. Визит нового Министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля в Москву стал одним из важнейших событий для двусторонних отношений за последнее время.

Прежде всего следует отметить, что российские и немецкие СМИ не едины во мнении на предмет того, какая тема должна была быть основной во время визита Министра. Согласно немецким СМИ, главной темой должен был стать «зашедший в тупик процесс мирного урегулирования вооруженного конфликта на Востоке Украины». Российские медиа, напротив, делали особый акцент на вопросы двусторонних отношений. В действительности, сложно определить, какая из тем, вынесенных на обсуждение, была самой важной. В любом случае, затронуты были все основные моменты, оказывающие наибольшее влияние на российско-германские отношения в настоящее время.

Вопрос безопасности в Восточной Европе, разумеется, потребовал долгого обсуждения. Как в России, так и в Германии средства массовой информации сообщили о том, что стороны не видят альтернативы Минским соглашениям. Примечательно, что важность Минских соглашений и их исполнения обеими сторонами конфликта особенно ярко выражена в российских СМИ. Кроме того, у российского читателя формируется представление о России как о стране, уставшей от украинской риторики. Такой образ возникает из приведенных в российских СМИ слов Министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Обсуждение Украинского кризиса позволяет Министру иностранных дел Германии перейти к обсуждению опасности роста вооружений, после чего следует тема конфронтации между Россией и НАТО. Немецкие СМИ подчеркивают, что Россия воспринимает НАТО как угрозу не в первый раз, подобные обвинения высказываются «опять» и относятся к «известному российскому изоляционному нарративу». В России же этот нарратив упоминается только вскользь. Внимание российских СМИ сосредоточено на готовности России обсуждать вопросы разоружения и возможных путей разрешения конфликтов в формате Совета России-НАТО. Помимо этого, сообщается, что Министр иностранных дел России согласен с предложением Габриэля вовлечь США в усилия по выполнению минских договоренностей, а также полагает, что «нет ни одного конфликта, в урегулировании которого можно было бы обойтись без США». В итоге перед нами предстают 2 различных образа России. В то время как Россия, изображаемая немецкими СМИ, постоянно жалуется на угрозу НАТО и рассматривает ее как причину для усиления вооружения, российские СМИ изображают нам Россию, открытую для диалога и позитивно настроенную по отношению к Америке.

Во время пресс-конференции произошло нечто, что заставило немецкие СМИ удивиться и не смогло остаться без внимания. Во время своей речи глава российской дипломатии охарактеризовал новый глобальный порядок как «многополярный» и «пост- западный». После того, как Лавров завершил свой ответ на вопрос, Министр иностранных дел Германии выразил свое несогласие (Что не соответствует традиционному формату пресс-конференции, так как обычно пресс-конференция не является местом для дискуссий). Габриэль был не согласен с «пост-западной» характеристикой нового миропорядка, так как он, в первую очередь, связывает с Западом западные ценности, такие как свобода и демократия, и даже если эти ценности признаны не во всех странах мира, это не значит, что они «неправильные». Примечательно то, что о дискуссии, развернувшейся во время пресс- конференции, российские СМИ умолчали. 

Кроме того, немецкое освещение событий отличается от российского в отношении возможного вмешательства России в парламентские выборы в Германии путем кибератак. В России, так же как и в Германии, сообщается, что германское правительство «не обвиняет РФ в попытках вмешательства в выборы в Германии» и не несет ответственности за обвинения со стороны немецких СМИ ("германские СМИ отвечают сами за себя"). Несмотря на это, высказывания Габриэля о том, «что ФРГ в состоянии позаботиться о том, что предвыборная кампания будет защищена от влияния кого бы то ни было», представляются немецкими СМИ как «предупреждения», обращенные к России. В это же время российские СМИ рассматривают это высказывание исключительно как ответ на вопрос о недавней утечке материалов ЦРУ в Wikileaks и не пытаются найти какие-либо намеки на возможное вмешательство России. Важно также, что немецкие СМИ, освещая визит Габриэля в Москву и его комментарии относительно кибератак, абсолютно не упоминают Wikileaks, определявшую контекст. 

Сам процесс переговоров освещается по-разному. Если верить немецким СМИ, обе стороны выдвигали упреки и пытались отклонить упреки, выдвинутые в свой адрес. Что касается российских медиа, слова «упрек», «вина» и «оправдание» не упоминаются вообще. Вместо этого переговоры представляются как обмен мнениями. Стоит обратить внимание на то, какой образ Лаврова рисуют der Spiegel и die Zeit. Министра иностранных дел России называют «менее дружелюбным» (в сравнении с В.В. Путиным), а его реакцию на неприятные темы – «неприветливой» (или ворчливой) или «неподвижной». В российских СМИ от описания эмоционального аспекта переговоров воздержались. 

Итоги визита Габриэля в Москву также оцениваются российскими и немецкими средствами массовой информации по-разному. Российские СМИ заявляют, что разговор был «хорошим и интенсивным» и стороны согласны с «необходимостью в конструктивных отношениях и отказе от "гонки вооружений "». Однако в Германии СМИ сообщают, что несмотря на «дружелюбный тон» разговора «разногласия с Россией необозримы». Представленные выводы не противоречат друг другу, отличие состоит том, что разные аспекты ставятся на первое место. Таким образом, немецкие СМИ концентрируют свое внимание на огромном количестве нерешенных проблем, обостряющих двусторонние отношения, в то время, как российские СМИ пытаются выделить некоторые позитивные результаты и, с помощью этого, способствовать представлениям о продуктивности и дальнейшим надеждам.  

2 Kommentare:

  1. Сразу видно, какая сторона настроена на сближение позиций, а какая всячески пытается подчеркнуть наши различия.

    AntwortenLöschen
  2. Западные ценности давно уже "слегка" изменились..

    AntwortenLöschen